Уважаемые дамы и господа!
Со 2 января 2023 года изменится порядок подачи электронных обращений.
Электронные обращения будут приниматься посредством Системы обращений (обращения.бел)
Подать электронное обращение
Электронные обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством.
Нормативное регулирование
Конституция Республики Беларусь
Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц»
Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»
Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения»
Обращения излагаются на белорусском или русском языке
Электронные обращения граждан должны содержать:
- - наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- - фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
- - адрес электронной почты заявителя;
- - изложение сути обращения.
Электронные обращения юридических лиц должны содержать:
- - наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- - полное наименование юридического лица и его место нахождения;
- - адрес электронной почты заявителя;
- - изложение сути обращения;
- - фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.
К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются электронные копии документов, подтверждающие их полномочия.
В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения. При наличии документов, подтверждающих эту информацию, к обращению должны быть приложены электронные копии (сканы) указанных документов.
Электронные копии документов, подтверждающих полномочия заявителей, содержащих информацию о результатах предыдущего рассмотрения обращений, а также иных документов или сведений, необходимых для решения вопросов, изложенных в обращениях, прикрепляются к формам электронных обращений либо к письму, направляемому на адрес электронной почты суда.
Электронные копии документов прикрепляются в форматах: PDF/A, DOCX, DOC, RTF, TXT, ODT, ZIP, RAR, PNG, TIFF, JPEG, JPG.
В обращениях не допускается употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
Расходы, связанные с рассмотрением обращений
Обращения рассматриваются без взимания платы.
Расходы, понесенные в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством (к таким расходам относятся: суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения, и другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения).
Сроки подачи обращений
Подача заявлений и предложений сроком не ограничивается.
Жалобы могут быть поданы заявителями в течение трех лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод или законных интересов. В случае если указанный срок пропущен по уважительной причине (тяжелое заболевание, инвалидность, длительная командировка и др.), наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными заявителем, этот срок подлежит восстановлению по решению председателя суда, и жалоба рассматривается в порядке, установленном Законом.
Обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.
При отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются.
Электронные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
- - изложены не на белорусском или русском языке;
- - не содержат фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адреса его места жительства (места пребывания);
- - не содержат полного наименования юридического лица и адреса его места нахождения, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения (для юридических лиц);
- - не содержат наименования и (или) адрес организации либо должностного лица, которым направляется обращение;
- - не содержат адрес электронной почты заявителя;
- - не содержат сути обращения;
- - содержат текст, не поддающийся прочтению;
- - содержат нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;
- - подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
- - пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
- - заявителем подано повторное обращение, в котором не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
- - с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
Право на отзыв электронного обращения
Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу. Отозвать электронное обращение можно двумя способами:
- - подать письменное заявление,
- - направить заявление в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение.
Сроки рассмотрения обращений
Электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
Если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимо совершить определенные действия, получить информацию из иностранного государства в сроки, превышающие 1 месяц, заявителям направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока, сроках совершения необходимых действий или сроках рассмотрения обращений по существу.
Письменное уведомление направляется заявителям в срок не позднее 1 месяца со дня, следующего за днем поступления их обращений.
Ответы на электронные обращения
Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях.
На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если:
- - заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;
- - в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).
Если для рассмотрения электронного обращения по существу необходимо указание персональных данных заявителя или иных лиц, за исключением содержащихся в обращении, заявителю предлагается обратиться с устным или письменным обращением.
Обжалование ответов на обращения
Ответ на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в порядке статьи 20 Закона.
Рассмотрение повторных обращений
При оставлении в соответствии с абзацами третьим, четвертым или шестым пункта 1 статьи 15 Закона повторного обращения без рассмотрения по существу заявитель письменно уведомляется, что повторное обращение необоснованно и переписка с ним по этому вопросу прекращается.
При поступлении повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.
Рассмотрение анонимных обращений
Анонимные обращения – это обращения заявителей, в которых:
- - не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания);
- - не указаны наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения;
- - указанные данные не соответствуют действительности.
Анонимные обращения не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.