До недавних пор деревообработка лесхозов в значительной степени была ориентирована на внешнего потребителя и при этом полностью удовлетворялись потребности постоянно растущего отечественного рынка. Однако в связи с санкциями европейский рынок сегодня для нас стал недоступным. Насколько успешно решается проблема поиска новых, замещающих рынков, и какие новые рынки теперь осваиваются белорусскими лесхозами? На эту тему корр. «БЛГ беседует с Сергеем Матюлиным, заместителем директора УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ».
– Действительно, с 4 июня 2022 года вступил в силу запрет на импорт лесопродукции, происхождением из Республики Беларусь в страны Европейского союза по группе кодов 44 ТН ВЭД. Прежде всего речь идет о пиломатериалах и топливных гранулах, которые активно экспортировались в Европейский Союз. Однако в отличие от других отраслей, запрет экспорта в эти страны не привел к остановке отгрузки пилопродукции, так как с 2019 года БЕЛЛЕСЭКСПОРТ проводит активную работу по реализации и организации поставок пилопродукции в адрес китайских потребителей. Сегодня пилопродукция отгружается посредством прямых контейнерных поездов.
Кроме Китая в настоящее время основными рынками сбыта являются Россия и Азербайджан. Также ведутся отгрузки в Иран, Ирак, Туркменистан, Турцию и Узбекистан. Чаще всего, при организации поставок на эти рынки, БЕЛЛЕСЭКСПОРТ помогает организовать доставку товара. Прорабатываются логистические маршруты на рынки Южной Кореи, Израиля и Северной Африки. Логистические издержки пока делают поставки на эти рынки не выгодными.
Необходимо отметить каждый их этих рынков имеют свои определенные требования к продукции, которые отличаются от требований в европейских странах.
– В связи с изменившейся ситуацией на внешних рынках возникает вполне закономерный вопрос: насколько лесхозы смогли оперативно перестроиться к новым реалиям? Какие проблемы возникают на этом пути?
– Что касается поставки пилопродукции в другие страны «дальней дуги», то, конечно, надо в первую очередь принимать во внимание их менталитет. Например, иранцы, находящиеся также под санкциями, - очень консервативны в выборе сотрудничества. Россия считается одним из важнейших производителей и экспортеров древесины для Ирана в связи с доступностью цены и логистики. Поэтому импорт древесины из России в Иран составляет порядка 70%.
Да, мы уже разработали логистический маршрут доставки пилопродукции в Иран посредством сотрудничества с российскими морскими портами в Астрахани или доставки груза до Астары (Азербайджан). Однако, есть другая проблема. Если европейцы готовы были платить 100% предоплаты, то иранцы предпочитают работать посредством аккредитива и наличных по факту поставки продукции, что для нас является не очень удобным вариантом. Если европейцы более гибки и готовы работать онлайн, не зная друг друга лично, то для иранцев важно знакомство «face to face», то есть сначала надо лично с ними пообщаться и только после этого они принимают решение о сотрудничестве.
Немного статистики. В августе 2022 г. по контрактам БЕЛЛЕСЭКСПОРТА было отгружено более 56 тыс. м3 пилопродукции . Если мы сравним с августом 2021 г. – то объем отгрузки был таким же. Получается, что лесхозы быстро перестроились на работу на новые рынки.
– А что еще можно сказать о новых рынках? Меняются ли на них требования к продукции (качество, ассортимент) и насколько успешно лесхозы приспосабливаются к ним?
– Для азиатских стран актуальны другие размеры по сравнению с Европой. Как правило, все требую длину пиломатериалов в размере 6 м. После анализа оборудования предприятий Минлесхоза оказалось, что только 30% лесхозов имеют оборудование, которое могло бы пилить данную продукцию, при этом сильно падает эффективность пиления. Поэтому первостепенно предлагаем клиентам наши наиболее удобные размеры, сформировав с ГПЛХО сбалансированную производственную программу для лесхозов. Тем самым лесхозы заняли уже свою нишу на новых рынках.
– Еще недавно цены на древесину на мировых рынках били рекорды, затем начали постепенно снижаться. Что можно сказать о ценовых тенденциях на рынке теперь? Отличаются ли они в различных регионах? Насколько они устраивают белорусских производителей?
– Надо признать, что 2021 год оказался рекордным годом по ценовому показателю в первую очередь из-за ковидных ограничений. В какой-то степени это был «ценовой рай» для лесхозов. Весь рынок лихорадило небывалым спросом на лесопродукцию. Однако, все понимали, что такие цены не могут долго просуществовать. На данный момент цены на лесопродукцию падают на всех рынках и достигли уровня 2020 года. Но спрос есть, который позволяет нам организовать нашу работу. Сегодня мы продаем пилопродукцию с доставкой до места назначения, решая сами все логистические проблемы. Так как рынок перестаивается, только за счет большого объема можно как-то удержаться наплаву, получив максимально выгодное предложение от всех участников рынка.
– До недавних пор важным экспортным товаром были пеллеты. Что можно сказать о перспективах реализации этого товара?
– Как ни крути, а пеллеты действительно являются исключительно товаром для европейского рынка, так как используются для выработки электричества и тепла крупными европейскими энергетическими компаниями и для домашнего пользования, где нельзя протянуть газ или центральное атопление как в горных районах Италии, Австрии, Швейцарии.
Около 90% мировой торговли пеллетами идет в направлении всего 10 стран (Великобритания, Дания, Италия, Республика Корея, Япония, Бельгия, Нидерланды, Франция, Швеция), при этом только 2 из них – Южная Корея, Япония - не являются европейскими. Сегодня рассчеты показывают, что расходы по доставке, например, в Южную Корею, превышают рыночную стоимость товара. Что делает нас не конкурентно способными на этом рынке. Но несмотря на это, на данный момент прорабатываются возможности поставки пеллет в третьи страны, которым, возможно, было бы интересно сотрудничать с нами. И поток поставок будет быстро перестоен как и с пиломатериалами.
– Что ж, спасибо, Сергей Анатольевич, за беседу. Будем надеяться эти усилия будут вознаграждены, и в ближайшее время лесное хозяйство найдет достойную замену европейским рынкам при реализации своей продукции.
Источник: