Cможет ли Китай «поглотить» всю пилопродукцию России и Беларуси, которая ранее шла на экспорт в Европейский Союз?

  • Новости
  • Cможет ли Китай «поглотить» всю пилопродукцию России и Беларуси, которая ранее шла на экспорт в Европейский Союз?

Cможет ли Китай «поглотить» всю пилопродукцию России и Беларуси, которая ранее шла на экспорт в Европейский Союз?

   Основными импортерами пиломатериалов в мире являются США, Китай, Великобритания, Япония и Германия. В 2021 г. Китай импортировал около 28 млн.м3 пиломатериалов хвойных и лиственных пород, став 2-м крупнейшим импортером пиломатериалов в мире. Пиломатериалы занимали 40-е место среди наиболее импортируемых в Китай товаров.

   Основными странами экспортерами стали Россия, Таиланд, США, Канада и Габон.

   Россия продолжает оставаться поставщиком пиломатериалов хвойных пород, занимая около 50 % рынка Китая. В 2021 г. Россия отгрузила около 15 млн.м3.

   До сегодняшнего дня Беларусь экспортировала свою пилопродукцию в Латвию, Литву, Германию и Китай. Китай занимает на данный момент 4 место по импорту белорусских пиломатериалов. Объем импорта в эту страну составил 450 тыс. куб. метров. На Китай сейчас приходится только 10% белорусского экспорта пиломатериалов.

   В основном пиломатериалы хвойных пород используется для строительства, с низкой добавленной стоимостью. Также приобретаются пиломатериалы для изготовления тары и поддонов. Китайские компании используют пиломатериалы для дальнейшей переработки и изготовления конечной продукции из дерева - для внутренней отделки помещений, изготовления мебели.

   Необходимо отметить, что в Китай пиломатериалы из Беларуси ранее поставлялись контейнерными поездами до станции назначения и морскими контейнерами до порта назначения через транзитные порты Прибалтики и Украины. После введения ограничений по транзиту возможен экспорт в Китай только сухопутным путем железнодорожного транспорта в контейнерных поездах.

   В сложившейся ситуации основную роль будет играть даже не ценовая логистика, хотя и невооруженном глазом видно, что с учетом «более длинного плеча» доставки стоимость белорусской пилопродукции на треть дороже российской. Основную роль будет играть наличие контейнерного парка и возможность увеличения перевалочных мощностей и количества погранпереходов России с Китаем. Уже сейчас наблюдается дефицит контейнеров, так как не только пилопродукция, но и другие стратегически важные товары стали большими объемами грузиться в Китай. Весь грузопоток идет через три погранперехода – Гродеково, Наушки и Забайкальск. Дефицит контейнерного парка на российском рынке усугубит ценовую политику ставок. Поэтому логистическая цена + наличие контейнеров + быстрый товарооборот являются основными критериями успешного экспорта в Китай.